CNews: Как развивался рынок коммуникационных сервисов в России? Какие этапы можно выделить?
Михаил Чижиков: В 2019 году мы запустили мессенджер для корпоративных клиентов. Тогда сегмент российских коммуникационных сервисов находился на этапе становления. Подавляющее большинство сотрудников крупных компаний работало в офисах, и запросы клиентов преимущественно касались безопасности. В 2020 году корпоративный мир начал знакомство с такими явлениями, как удаленка и гибридный офис. Можно сказать, что этот год стал отправной точкой для формирования рынка в его текущем виде. Бизнес привыкал к новым условиям, искал решения для обслуживания возникших потребностей. Например, раньше инструменты видеоконференцсвязи были актуальны в основном для компаний с офисами в разных городах — теперь же их стали использовать повсеместно.
Постепенно оформилось понимание, что дистанционный режим работы не равно классический офис плюс средства удаленной коммуникации. Бизнес начал избавляться от зоопарка коммуникационных сервисов. Стали особенно востребованными решения, которые объединяют несколько инструментов, закрывая широкий спектр потребностей. Например, мы видим спрос на решения, которые, помимо непосредственно коммуникаций, помогают повысить эффективность HR-процессов, работы технической поддержки и других функций.
CNews: В 2019 году VK представила корпоративный мессенджер. Как изменился продукт за прошедшие годы?
Михаил Чижиков: На момент запуска функциональности мессенджера вполне хватало, чтобы покрыть большую долю потребностей корпоративных заказчиков. Ключевым запросом была безопасность, и при развитии продукта акцент был именно на этом. В какой-то мере мы предвосхитили спрос на решения для видеоконференций — на тот момент в нашем продукте уже была возможность проводить групповые звонки, и сейчас мы делаем упор на развитие этого направления.
Ответом на вызовы 2020 года стал выход функциональности за рамки мессенджера. В продукте появились инструменты для постановки задач, построения наглядной организационной структуры компании, автоматизации процессов. Продукт стал полноценной коммуникационной платформой с модульной интеграцией с другими продуктами VK: корпоративной социальной сетью, HR-аналитикой, почтой и календарем.
Сейчас на базе VK Teams появились платформы мини-приложений. Любая компания может создать мини-приложения, которые соответствуют ее потребностям, и добавить их в VK Teams. Хороший пример функциональности таких инструментов: расчет отпуска, подтверждение заявок, документов, соблюдение каких-то бизнес-процессов внутри компании, задачи, связанные с HR-тематикой — все это можно будет делать в одном приложении.
Называть мессенджером решение, сочетающее в себе все эти функции, не совсем правильно. Сейчас наш продукт — это суперапп: единое окно, в котором решаются самые разные бизнес-задачи, и тут же происходит вся необходимая коммуникация.
CNews: Зачем бизнесу супераппы? В чем выгода?
Михаил Чижиков: Внедрение нового продукта, особенно в крупной компании с высокими требованиями к к информационной безопасности — это отдельный огромный проект. Если такая компания приобретает 15 решений от разных вендоров, то это автоматически означает, что путь по внедрению нужно пройти 15 раз. Сотрудникам придется учиться пользоваться этими приложениями, а системным администраторам — поддерживать, обновлять, контролировать уязвимости. Это, мягко скажем, неудобно. Гораздо выгоднее, когда все эти 15 инструментов упакованы в одно приложение.
Кто-то может спросить — а удобно ли сотруднику пользоваться таким супераппом? Я скажу так: зависит от того, насколько качественный это продукт. Если он сделан посредственно и на скорую руку, множество кнопочек будет только раздражать. Но если это система с логичным интерфейсом, в которой продуманы сценарии использования, то сотрудникам будет гораздо легче и удобнее работать с ней, чем с зоопарком разнообразных приложений.
Мы сами пользуемся своим решением внутри VK, причем не какой-то узкой группой, а всей компанией. Будучи тем самым конечным пользователем, о котором мы заботимся, я точно знаю — это удобно.
CNews: Вы упомянули, что используете VK Teams сами. А что насчет внешних заказчиков? Находит ли подобный подход отклик на рынке?
Михаил Чижиков: Мы видим интерес как со стороны коммерческих, так и со стороны государственных организаций. Интересно, что спрос на продукт имеется как в облачной SaaS-версии, так и в on-premise-инсталляции.
Если говорить про крупные кейсы, то наш самый масштабный проект — это внедрение в Минцифры России. Мы создали единое автоматизированное рабочее место госслужащего с мгновенным обменом сообщениями, почтовым решением, календарем и адресной книгой. Также внутри продукта доступна оргструктура министерства, поэтому сотрудники при коммуникации видят, где именно работает собеседник. В результате получилась централизованная система на сотни тысяч пользователей.
CNews: Как, на ваш взгляд, будут развиваться коммуникационные решения в обозримом будущем?
Михаил Чижиков: Ключевых векторов развития несколько. Большим спросом пользуются видеозвонки, развитие их функциональности — важное направление. В нашем случае это безопасные звонки не только внутри организации, но и между сотрудниками и внешними пользователями, а также увеличение максимального числа участников видеоконференции.
Второе направление — интеллектуальная автоматизация процессов внутри коммуникационных сервисов: развитие цифровых ассистентов, интеллектуальных помощников сотрудника. Подобные решения смогут давать подсказки, предугадывать, что сотруднику понадобится в его повседневных делах.
Последнее, о чем расскажу — умные инструменты проведения опросов. Эта вещь очень востребована у HR-отделов, которые проводят как разовые опросы сотрудников, так и периодические замеры, чтобы узнать мнение коллег о мероприятиях, об их самочувствии и так далее. Чаще всего это выглядит так: на почту приходит письмо: «Дорогой Иван Иванович, заполните нашу анкету». Проблема в том, что люди редко отвечают — ведь они вообще-то на работе и заняты своими прямыми обязанностями.
Наше решение имеет обезличенный доступ к календарю. Если у сотрудника звонок с важным клиентом, если он на больничном — значит, не нужно его беспокоить прямо сейчас. А вот тут выдался свободный час: в это время вероятность заполнения опроса выше, и стоит прислать письмо именно в такой момент. В конечном итоге не нужно напоминать и дергать людей несколько раз — все это можно проделать гораздо более умными инструментами и способами.