Идею супераппа в 2010 г. предложил Майк Лазаридис — основатель компании Research In Motion. Под ним он понимал закрытую экосистему, включающую десятки мини-приложений. Но количество приложений — не главное. Основное преимущество в том, что суперапп позволяет взаимодействовать с разными сервисами через одно окно.
Хотя определение супераппа предложили на Западе, пионерами в этой сфере стали все-таки азиатские компании. Пример — китайский WeChat, сейчас им пользуется почти миллиард человек. Внутри этого гиганта — около 2 млн мини-приложений, тогда как во всем App Store их всего 3 млн.
В начале 2022 г. компания Gartner включила супераппы в число технологических трендов, которые будут развиваться в ближайшие годы. По мнению аналитиков, суперапппы выглядят многообещающим трендом, хотя пока еще не получили широкого распространения.
Для пользователей супераппы стали единым окном к множеству полезных сервисов. Например, с их помощью можно получать доступ к единой программе лояльности, которая дает возможность тратить бонусы из одного сервиса в другом. В целом, пользователи любят супераппы за простоту и удобство.
Для бизнеса такие решения предоставляют сразу несколько возможностей. С их помощью компании повышают вовлеченность и лояльность аудитории, создают синергетический эффект между отдельными продуктами бизнеса.
Супераппы развиваются и на российском рынке
В России тренд на супераппы тоже не пропустили. Сейчас их развивают крупные игроки: VK, «Яндекс», «Тинькофф» и «Сбер». Супераппы этих компаний схожи только на уровне концепции: приложения внутри одного решения объединяют, исходя из разных критериев, есть различия и в бизнес-моделях.
Если «Яндекс» развивает собственные мини-приложения внутри объединенного сервиса, то «Тинькофф» размещает в своем приложении сервисы партнеров. VK же интегрирует между собой различные сервисы: например, объединяет на базе соцсетей VK Видео, VK Музыку, собственные и внешние мини-приложения на платформе VK Mini Apps и другие решения.
«В 2022 году уже 45,5 млн пользователей заказывают еду, узнают погоду или расписание матчей, покупают подарки или ищут репетитора в разных мини-приложениях платформы», — уточнила Евгения Зибарева, директор по развитию бизнеса ВКонтакте.
Идеей супераппа заинтересовалось даже государство, создав сервис «Госуслуги», где можно записаться к врачу, заказать справки, оплатить штраф или получить льготы. Это помогает получить на одной платформе разные и не связанные между собой услуги госучреждений.
В 2021 г. министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы анонсировал создание супераппа на базе мобильного приложения «Госуслуги».
Появляются и решения, ориентированные на сотрудников компаний
Супераппы можно разделить на два типа: первые созданы для широкой аудитории пользователей (B2C), вторые работают по модели «бизнес для бизнеса» (B2B).
О супераппах в бизнес-сегменте пока только начинают говорить. Например, стартап Foodetective планирует объединить на одной платформе решения для ресторанного бизнеса. Сейчас он на первой стадии венчурного финансирования. О создании B2B-супераппа два года назад заявила и индийская компания-разработчик Deskera.
Суперапп, который компания внедряет в рабочие процессы, ориентирован на ее сотрудников. Если им удобно пользоваться корпоративными сервисами, то повышается эффективность бизнес-процессов.
Частая проблема при внедрении решений — убедить сотрудников пользоваться новым инструментом. Люди любят привычные решения и с трудом соглашаются на изменения.
А если таких новинок не одна, а десять? В случае с супераппом для бизнеса все проще: существует якорный сервис — допустим, мессенджер. Постепенно к нему добавляют другие приложения: таск-менеджер, звонки, календарь. И аудитория мессенджера начинает ими постепенно пользоваться. Таким образом, сотрудники последовательно и бесшовно начинают пользоваться новыми рабочими инструментами.
Все в одном
На работе люди хотят получать сервис того же уровня и качества, что и в повседневной жизни. Если работодатель сможет дать такое решение сотрудникам, то их продуктивность повысится. Им не нужно будет больше переключаться между множеством систем и приложений, можно сосредоточиться на работе.
Посмотрим, как именно это реализовано в VK Teams — супераппе для корпоративных коммуникаций от компании VK. Базовые инструменты продукта заточены под общение — есть мессенджер и видеоконференцсвязь. Чаты в мессенджере устроены так, чтобы не создавать хаоса в переписке. Например, есть функция тредов — пользователь может ответить на сообщение в отдельной ветке, а не в общей переписке. Еще сообщение можно превратить в задачу, назначать ответственного, а потом проконтролировать выполнение. Также VK Teams интегрирован с файловым хранилищем, корпоративной почтой, календарем.
Открытая платформа позволяет дорабатывать суперапп под нужды конкретной компании-заказчика. Например, добавить приложения для просмотра зарплатных листков, электронного документооборота, межведомственного взаимодействия или подачи заявления на отпуск. Единая авторизация позволяет подключить VK Teams к любой корпоративной системе.
В сегменте B2C супераппы помогают оптимизировать затраты на развитие приложений и повышают рентабельность бизнеса за счет кросс-продаж лояльной аудитории. Если пользователь уже знаком с одним приложением внутри платформы, он с большей вероятностью станет пользоваться и другими.
Получается обоюдная выгода: пользователь экономит время, а компании проще развивать одно приложение, чем несколько. В B2B-сегменте суперапп помогает компании выстраивать процессы, повышать вовлеченность и лояльность сотрудников, и в конечном итоге — оптимизировать затраты.